Наше поселение
История посёлка связана с событиями начала XVIII века, когда Пётр I, совершая поездку по Олонецкому краю, определил место для постройки верфи близ деревень Мешковичи и Мокришвицы (на территории современного города Лодейное Поле). В 1703 году строительство Олонецкой верфи было завершено. Для изготовления железных цепей и якорей Пётр I выписал из Немецкой слободы «немцев» и поселил их на берегу реки Свирь.
Первое упоминание деревни Немецкое датируется 1785 годом. Деревня Немецкая обозначена на карте «План судоходной реки Свири к Путешествию
Н.Я. Озерецковского», хранящейся в отделе картографии Библиотеки Академии Наук в Санкт-Петербурге (шифр- V 7733). Книга Н. Озерецковского «Путешествие по озерам Ладожскому, Онежскому и вокруг Ильменя» была издана в 1812 г., путешествие состоялось в 1785 году. Из этого можно сделать вывод, что деревня Немецкая нанесенная на карту побережья Свири уже существовала к тому времени.
По поводу переименования в 1913 году деревни Немецкое в Никольское в печатных источниках приводятся две версии. Первая из них гласит, что переименование связано с именем последнего русского царя Николая II (Поселок Никольское раньше и теперь //Свирские огни. 1977. 12 мая. С. 2) Именно тогда в стране праздновался 300-летний юбилей дома Романовых. Другая версия связывает это переименование с часовней Николая Святителя Мирликийского, существовавшей до 1939 года.
С 1 августа 1941 года по 31 мая 1944 года деревня Никольское находилась в финской оккупации. Практически все жители были эвакуированы.
С мая 1945 года, в связи со строительством Свирской судостроительной верфи, началось активное развитие посёлка. Строятся заводские здания, цеха, дома для работников. В 1947 году были открыты школа и детский сад. Работает больница.
Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 14 июня 1949 года № 732/29 населенный пункт Никольское Подпорожского района Ленинградской области отнесен к категории рабочих посёлков.
В 60-е – 70-е годы с активным развитием и расширением Свирской судоверфи расширяется и застраивается посёлок. Строятся деревянные и кирпичные многоквартирные дома, магазины, ясли-сад, детский сад, школа, клуб.
В середине 1980-х годов произошёл следующий толчок в развитии посёлка, который был связан со строительством Подпорожского порта. В этот период ведется активное строительство пятиэтажных домов, строятся новые здания детского сада и школы, амбулатория, торговый центр, очистные сооружения. Поселок пополняется молодыми специалистами со всей страны. Побеждает во всероссийском конкурсе по благоустройству территории.
С 2006 года посёлок Никольский является административным центром муниципального образования «Никольское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области».
В начале XXI века с реконструкцией железнодорожной станции Свирь поселок пополняется новыми молодыми специалистами – железнодорожниками, строится ведомственный многоквартирный дом для железнодорожников, реконструируются тепловые сети по улице Лисицыной. С 2010 по 2016 годы расселены все аварийные деревянные многоквартирные дома, прошла реконструкция школы. Ежегодно ведутся ремонтные работы на инженерных сетях и благоустройство территории.
Историк А.И. Капуста связывает возникновение деревни Немецкое (предшественника современного поселка Никольский) с превращением близлежащей деревни Усланки в последней трети XVIII века в важный промышленный центр. К 1780-м годам относится открытие нового предприятия, первоначально пильной мельницы, а затем – железоделательного завода на реке Усланке, принадлежащего известному английскому купцу Тимофею Рексу. На этом заводе Рекс наладил производство белой жести, пригласив некоторых из мастеров французских фабрик, в том числе Себастьяна Ринкенбаха и Михеля Сейделя, бывших опытными специалистами в своем деле.
Поэтому название деревни, возможно, связано с иностранными владельцами и мастерами Усланского завода (в старорусской традиции немец – «немой», так звали в старину в России иностранцев). По другой версии, топоним Немецкое восходит к вепсскому «немь», что означает «мыс» (Васильев П.А. Богатства земли Подпорожской. Подпорожье. 2010. C. 9).
В фондах Олонецкой губернской казенной палаты, хранящихся в Государственном Архиве Республики Карелия есть «Ревизская сказка Олонецкого уезда Важинской волости по 6-й ревизии», датируемая 20 сентября 1811 года, содержащая в том числе сведения о жителях казенной (не владельческой) деревни Немецкой:
«Деревни Немецкаго, по последней ревизии состояло 7 душ…Староста Герасим Агафонов» (ГА РК. Ф. 4. Оп. 18. Д. 24/235. Л. 2об.-3).
В книге «Список населенных мест по сведениям 1873 г.» (Т. XXVII. Олонецкая губерния (СПб. 1879. С ) приведены такие сведения:
«В 1897 году в деревне Немецкая Важинского сельского общества было 6 домов, где проживало 32 мужчин и 29 женщин.»
В книге «Список населенных мест Российской Империи. Т. XXVII. Олонецкая губерния» (СПб. 1879 г. С. 155) сказано:
«3328. Немецкие, деревня при р. Свири Олонецкого уезда Олонецкой губернии. Стан 2. 5 дворов, 25 мужчин, 14 женщин».
В «Списке населенных мест Олонецкой губернии по сведениям за 1905 год» (Сост. И. И. Благовещенский, Петрозаводск. 1907. С. 44) упомянута дер. Немецкая на р.Свири, в которой было 9 домов, проживало 10 семей, в том числе 26 мужчин и 32 женщин, всего - 58 человек. В деревне - школа, скот: 8 лошадей, 18 коров, 12- прочего.
В книге «Труды губернской земской комиссии по выработке плана всеобщего обучения в Олонецкой губернии» (Вып 2. Уезды Олонецкий и Повенецкий, Петрозаводск. 1906. С. 58) приведены сведения о населенных пунктах Важинской волости Олонецкого уезда, в том числе о Важинском приходе Важинской волости (в этом же издании – карта волостей Олонецкого уезда):
“Важинское министерское 2-х классное училище посещают дети деревень:…
…7) Немецкое. Число жителей: 26 мужчин и 32 женщины. Число детей школьного возраста: 1 мальчик и 3 девочки. Число детей, посещающих училище - 1 мальчик и 3 девочки».
Интересно отметить, что только девочки деревни Немецкое посещали Важинское двуклассное училище.
По состоянию на 1918 год в деревне Никольское Важинского сельского общества Важинской волости Олонецкого уезда Олонецкой губернии насчитывалось 13 домохозяйств с общим количеством 60 едоков… (ЦГА СПб. Ф. 383. Оп. 1. Д. 13. Л. 20 ).
В 1930-е годы на территории поселения действовал колхоз «Красный Берег» (Шлипаков. Поселок Никольское //Свирские огни. 2002. 7 мая). Выше деревни Никольское по берегу Свири располагался небольшой карьер, где велась разработка песка и гравия. Тачками вручную рабочие грузили баржи и отправляли в Ленинград (Свирской судоверфи- 40 //Свирские огни. 1985. 25 мая. С. 2).
В 1940 году верфь из поселка Ровское, который оказался в зоне затопления в связи со строительством Верхнее-Свирской ГЭС решено было перебазировать в Никольское. Но в начале Великой Отечественной войны строительство оказалось в фронтовой полосе и деревня Никольское и перебазированная верфь были полностью уничтожены (Стромилов Е. Н., Славина И. И., Манкуни Г. Г. Волго-Балт с борта теплохода. Л. 1984).
После окончания войны строительство возобновилось. В мае 1945 года в Никольское прибыла первая партия строителей Свирской судоверфи. В августе были пущены в эксплуатацию пилорама, обрезные станки, часть другого оборудования. К концу года было сооружено свыше десятка двухквартирных жилых домов и основные производственные цехи. В следующем году со стапелей сошли первые баржи-фонтанки, которые выпускали до 1952 года. В 1948 г. предприятие получило свою производственную базу. С постройкой узкоколейной железной дороги был образован Лоянский леспромхоз. Начиная с 1952 г. верфь приступила к постройке барж-песочниц. Верфь в 1952 году имела механизированный лесозавод, корпусно-заготовительный, кузнечно-механический, столярный, судостроительный цехи (Годы роста// Свирская правда. 1957. N 132).
В 1947 году открыты детский сад и школа.
…В 1953 г. силами молодежи был построен стадион, в 1959 баня, в 1966 построили поселковый клуб. В 1977 г., в связи с вводом артезианской скважины, была решена проблема водоснабжения. В 1982 г. в Никольском построен универсам. В 1984 г. построено новое здание средней школы на улице Новая на 670 мест.
В 1977 году с вводом артезианской скважины была решена проблема водоснабжения. Большие работы были выполнены по реконструкции уличного освещения, заасфальтированы все центральные дороги.
В 1985 г. население поселка составило более 4000 человек. К этому времени было построено и заселено 12 благоустроенных домов с теплом и горячей водой, 750 семей получили отдельные квартиры. В том же году был построен новый детский комбинат на 280 мест.
В 90-е годы XX века поселок продолжает строиться, возведены 3 пятиэтажных дома, магазин.
В начале 20-х годов XXI века Никольский пережил потрясения, связанные с прекращением работы ранее градообразующих предприятий – Свирской судоверфи и Подпорожского порта, роль градообразующей организации переходит к железнодорожной станции Свирь.
С 2000 по 2023 год расселены все аварийные деревянные дома, построено 3 многоквартирных дома, в поселок подведен трубопроводный природный газ, построены 2 газовые котельные, ремонтируются инженерные коммуникации, благоустраивается территория.
С мая 1945 года началось строительство Свирской судостроительной верфи. Основную часть строителей составили бывшие работники Сясьской верфи, в годы Великой Отечественной войны строившие баржи для доставки грузов в блокадный Ленинград. Оборудование, 40 двухквартирных жилых домов, здание конторы, столовой и центрального склада также были перевезены с Сясьской верфи.
Директором Сясьской, а затем и первым директором Свирской судоверфи был Сергей Иванович Шелейкис – опытный, энергичный хозяйственник.
В 1949 году верфь была уже готова начать производство. И летом этого года первую баржу «Фонтанка» спускают на воду. Задача освоения выпуска деревянных судов на Свирской верфи к 1950-му году была решена. С 1949 года по 1953 год было построено 53 деревянных баржи, которые сыграли свою роль в перевозке грузов речным транспортом в послевоенной стране.
С 1961 года Свирская судоверфь стала выпускать железобетонные причалы, которые состояли из трёх понтонов длиной 99 метров. Причалы обеспечивают одновременную стоянку пары подлодок или двух надводных кораблей водоизмещением до 5000 тонн каждый.
Особенно бурными в развитии верфи были 70-80-е годы XX столетия. Судостроители освоили выпуск более современной продукции: самоходных плавучих кранов, причалы стали тоже самоходными. За эти годы построены лесозавод, цех железобетонного и стального судостроения, механический и цех.
В начале 70-х на верфи создали самостоятельный специализированный участок по выпуску нового вида продукции – прогулочных катеров. Прогулочный катер вмещал 6 человек, развивая скорость до 70 километров в час. В системе технического развития предприятия достигли небывалого прогресса: в механическом цехе стали применять станки с числовым программным управлением, задействовали автоматическую централизованную систему управления производством. В железобетонном судостроении стал использоваться блочный метод постройки причалов. Инициатором его внедрения был Евгений Моисеевич Минин – директор Свирской судоверфи, кстати, защитивший по этой теме диссертацию кандидата технических наук.
Продукция шла, что называется, нарасхват как для военно-морского флота, так и для рыбной промышленности. Она поставлялась в Москву, Петрозаводск, на Северный флот, Черноморский, в Ханты-Мансийск, на Волгу, за рубеж. Вся продукция, подлежащая аттестации, выпускалась с государственным Знаком качества. Предприятие носило звание «Верфь высокой эффективности», завоеванное в соревновании среди ленинградских заводов-верфей, таких «титанов», как Адмиралтейский, Балтийский и Ждановский заводы.
С 1985 на Свирской судостроительной верфи развернуто производство амфибийных катеров. За 20 лет выпущено более 250 катеров на воздушной подушке следующих проектов: «Гепард», «Пума», «Аллигатор», «Арго».
Большое внимание на судоверфи уделялось товарам народного потребления: выпускались композитные вёсла, книжные полки, лодки-ялики, плавучие дачи «Алёнушка» и многое другое.
В газете “Ленинградская правда” за 14 сентября 1982 года (№ 212) в статье (автор- Филиппов) “Растет порт на Свири” говорилось: “На правом берегу Свири между деревнями Важины и Никольское полным ходом идет строительство перевалочного порта – одного из крупнейших в северо-западном регионе. Порт, расположенный на пересечении железнодорожной магистрали Центр - Кольский полуостров с Волго-Балтийской системой позволит более эффективно снабжать промышленные предприятия Северо-Западного региона топливом и техническим сырьем. Портовое хозяйство включает в свой комплекс 4 крупных склада под уголь, серный колчедан и лесопродукцию, подъездные пути от железнодорожной станции к причальной стенке протяженностью на 640 метров, на которой будет установлено 23 машинных крана грузоподъемностью по 15 т. каждый. Кроме производственных объектов предстоит построить 18000 кв. м. жилья, поликлинику, столовую, пионерлагерь. Работы ведут специалисты организации Министерства промышленного строительства и Главзапстроя, а подготовку акватории и углубление дна коллектив треста Севзапморгидрострой”.
Введенный в эксплуатацию в 1986 году Подпорожский порт долгое время являлся одним из крупнейших речных портов на северо-западе страны, транспортным узлом водного, железнодорожного и автомобильного транспорта. Общая площадь складских площадок – 100 000 кв.м. Причал длиной 640 м, 22 мостовых крана грузоподъемностью по 16 тонн, более 4 км ж/д путей. Это позволяло обрабатывать одновременно до пяти теплоходов, и производить разгрузку/погрузку теплоходов, вагонов и автотранспорта по «прямому варианту» (без складирования на площадки). В составе порта: плавучие краны, суда по комплексному обслуживанию флота, самоходный и несамоходный флот.
Подпорожский порт в основном обеспечивал перевалку щебня и лесоматериалов, принимая и отправляя грузы железнодорожным, автомобильным и водным транспортом. Кроме того, он осуществлял перевалку экспортных и импортных грузов, транспортно-экспедиторское обслуживание, услуги по бункеровке флота, приему с судов нефтесодержащих и сточных вод, мусора.
На конец XXвека Подпорожский порт стал самым большим речным портом северо-запада России, переваливающим более 3 млн. тонн в год навалочных, насыпных и пакетированных грузов.
В составе порта, по состоянию на начало XXI века состояло 4 грузовых района: Важинский (Никольский), Вытегорский, Свирицкий и Чёрный берег (Подпорожье). В порту работает более 600 человек.
Главным достоянием Никольского были и остаются люди.
Жители поселка всегда были активными участниками общественной жизни, стремились к улучшению досуга, благоустройства территории родного поселка.
В 1953 г. силами молодежи был устроен стадион, в 1966 построен поселковый клуб. И всё это в свободное от работы время.
В 70-е – 80-е годы Никольский был очень спортивным поселком: можно вспомнить районные лыжные гонки «Снежный десант», проводимые в поселке, и футбольную команду «Шторм», которая неоднократно выигрывала районные кубки, дни физкультурника, проходившие в парке. В последующие годы эстафету старшего поколения переняла молодёжь. Сейчас в Никольском активно занимаются физкультурой и спортом. Это и дзюдо, и тренажерный зал, и занятия фитнесом и скандинавской ходьбой, и конечно же, волейболом и футболом. Команда поселка регулярно защищает его честь на туристических слетах.
Весело и организованно проходят праздники, основу и традиции которых были заложены жителями в прошлом веке. Это и концерты, и праздники и другие мероприятия в доме культуры и парке. Библиотека раскрывает богатство книжного фонда, на литературных гостиных знакомит с творчеством писателей, художников, композиторов.
Никольский является кузницей кадров не только для района и области, но и для страны. Директор верфи Губин Сергей Алексеевич был приглашен на работу в Москву в министерство судостроения, директор Быков Игорь Владимирович руководил исследовательским институтом в Ленинграде, директор верфи Петров Евгений Иванович долгое время был руководителем Подпорожского района, Минин Евгений Моисеевич был депутатом областного совета депутатов, Дамаскин Леонид Филиппович депутатом районного совета. Руководство порта также сковало плеяду государственных деятелей: Бебенин Сергей Михайлович после руководства портом возглавлял Подпорожский район и сейчас, является депутатом и Председателем Законодательного Собрания Ленинградской области, директор порта Николаев Владимир Константинович позднее возглавлял Главное бассейновое управление «Волго-Балт». И таких примеров множество – жители Никольского востребованы в разных уголках нашей Родины.
Наш поселок ни большой, ни маленький,
Средний, как и многие в России.
Но любой: и стар, и маленький;
Им гордится, где бы ни спросили.
Сосны меж домов, кусты акации.
В зелени весь летом утопает.
Яблони в цвету – какая грация!
Свирь водою берег твой ласкает.
Пожелать любви поселку хочется,
Чтобы мы его не обижали.
В созиданьи проявляли творчество,
Строили, садили, не ломали.
По проспекту Флота, по Лисицыной,
Пусть не замедляется движение.
В жизни есть одна простая истина –
Дом родной для каждого спасение!
И. Богданова
Документы
20 ноября 2024 15:35
Проект О внесении изменений в постановление администрации МО «Никольское городское поселение» от 02.12.2022 года № 278 «Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление земельного участка, находящегося в мунСкачать65.5 Кбайт
Новости
С 18 ноября 2024 года на водных объектах, расположенных на территории Ленинградской области, ЗАКРЫТА навигация для маломерных судов.
20 ноября 2024 15:28
1
Напоминаем о необходимости обеспечить в установленные сроки строительство сети газопотребления и установку газоиспользующего оборудования.
05 ноября 2024 15:07
1
Комплексная услуга по газификации – это упрощение процедуры по газификации домовладений физических лиц, благодаря которой, можно получить газ в более короткий срок и за минимальное количество обращений.
05 ноября 2024 14:12